РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Дисциплина : Вокально-хоровой ансамбль для обучающихся 4,5,6,7,8,9 специальных классов VIII вида
Составитель:
Ковалева Лариса Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
- формированиемузыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитиемузыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии. О выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Основные содержательные линии:
– обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
– усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
– обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построение адаптированной программы позволит объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Я считаю, что материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.
Основное содержание адаптированной программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
В адаптированной программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общеансамблевого звучания.
Данная адаптированная программа имеет четкую художественно – эстетическую направленность. Адаптированная программа составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.
Наиболее важным в программе представляется положение о единстве вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся в системе учебно-педагогической работы. Особое внимание обращается на бережное отношение к голосу в процессе воспитания юных певцов. Постоянно подчеркивается важность внимательного наблюдения за состоянием певческого аппарата.
В основу адаптированной программы для организации творческого процесса воспитания вокалистов в условиях обучения положены, в первую очередь, практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки. Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова применяется в программе как один из основополагающих.
Классические методики, которые используются при реализации адаптированной программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы педагогического процесса:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности; принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения,
- принцип от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития; принцип доступности; принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Условия набора детей в коллектив:
Адаптированная программа предназначена для музыкального обучения учащихся в возрасте от 7 до 17 лет. В коллектив принимаются все желающие дети, как с вокальной подготовкой, так и без певческой практики, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному направлению.
Одним из необходимых условий функционирования вокального коллектива является предварительное прослушивание учащихся. При ознакомлении с данными поступающих в вокальную студию необходимо установить наличие вокальных данных: певческого голоса, музыкально- вокального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, уровень общего развития.
Количественный состав групп состоит из 8-15 человек в группе позволяет вести групповые формы работы, а также обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, тщательному изучению репертуара.
Формы работы с учащимися - как традиционные групповые и индивидуальные, так и не стандартные:
- творческие встречи,
- фестивали,
- музыкальные гостиные,
- музыкально-игровые программы,
- репетиции и концерты.
Широко используются в работе творческие задания, развивающие у учащихся вокальный слух, смысловое интонирование, внимание и память, речь, фантазию, образный склад мышления, выносливость, трудолюбие. Большое внимание уделяется развитию навыков углубленной самостоятельной работы с нотным и литературным тестом, постоянному совершенствованию исполнительских навыков, подготовке к концертным выступлениям.
Порой следует отступать от традиционных и обязательных педагогических приемов, изменять привычную практику, идя навстречу индивидуальности учащегося.
Это обстоятельство ведет к поиску индивидуальных приемов и методов для воспитания внимания, памяти, музыкального и вокального слуха, ритмического чувства и большого количества различных ощущений: эмоциональных, интонационных. По пути воспитания этих качеств и навыков целесообразно идти не столько от жесткого тренинга, сколько от игры и формирования стойкого интереса к предмету и, что очень важно, к самому процессу занятия, как основе основ.
Организационные формы проведения вокальных занятий способствуют пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, формируются и совершенствуются исполнительские навыки, музыкальные, творческие способности учащихся, закрепляются теоретические знания и навыки восприятия искусства.
Накопление опыта музыкально – творческой деятельности воспитанников осуществляется в процессе:
- участия в школьных и внешкольных музыкальных праздниках, фестивалях и других событиях музыкальной жизни,
- выполнение творческих заданий по ознакомлению с музыкальными теле-радио передачами и высказывания своего отношения к ним,
- ознакомления с музыкальными аудио-, видеозаписями,
- приобретение первоначальных знаний и умений в области музыкального самообразования.
- ведение музыкальных дневников, что является также в период обучения одним из важных способов рефлексии.
Специфика методических приемов зависит, прежде всего, от возрастных особенностей воспитанников.
В качестве главных методов программы избраны:
- Стилевой подход, заключающий в себе постепенное формирование у школьников осознанного восприятия вокального искусства;
- Творческий подход - важнейший художественно – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель практического воплощения творческой деятельности учащихся;
- Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов адаптированной программы – ее тематики, музыкального и теоретического материала.
В работе объединения используются также и другие следующие методы:
-наглядно-слуховой – выразительное исполнение песен, произведений педагогом, показ иллюстраций, видеоматериалов;
-словесный - образный рассказ, беседа о новой песне, движениях, напоминания об их приемах;
-практический– упражнения (многократное повторение, варьирование знакомого материала)
Применяется также последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе учащихся или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности:
- Индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, развития способностей путем эпизодических проверок, а также путем наблюдения за поведением учащегося, его успехами.
- Использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку;
создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать, и ограничивающей излишне самоуверенных; индивидуальные указания для некоторых детей наряду с общим указанием для всего коллектива.
Исполнение индивидуальных упражнений, распределение на подгруппы с тем, чтобы одни учащиеся выполняли задание, а другие давали этому оценку.
Такие методические приемы развивают самостоятельность и творческие способности воспитанников.
1.2. Цель программы - сплочение детского коллектива, путем создания основы музыкально-эстетического воспитания его учащихся, инструмента развития их творческих задатков и личностных качеств.
- Для достижения этой цели программой предусматривается решение следующих задач:
- Образовательные:
- прочное овладение вокально – певческими умениями и навыками: чистотой интонирования, певческой дикцией, артикуляцией и дыханием;
- знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
- расширение знаний обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка.
- Развивающие:
- развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию;
- образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;
- приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра, как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности; формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
- Воспитательные:
- воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
- воспитание у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
- воспитание эстетического и художественного вкуса, исполнительской и слушательской культуры учащихся, потребности в самообразовании и самовыражении.
Основные содержательные линии адаптированной программы:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Планируемые результаты реализации адаптированной программы:
По итогам обучения поадаптированной программе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками
Учащиеся 1-го года обучения должны
Знать:
-основные понятия вокального искусства;
-песни-скороговорки, их произношение;
-названия нот.
Уметь:
- грамотно произносить текст в исполняемых произведениях, формировать гласные в сочетании с согласными;
- петь простые мелодии в медленном и среднем темпе;
- выполнять элементарные упражнения для распевания;
- исполнять звукоряд вверх и вниз в тональности до-мажор.
В течение учебного года необходимо проработать с учащимися: 2-3 несложные детские песни, упражнения для распевания, песни-скороговорки, песни – считалки, дразнилки. Выступление на школьных и вне школьных мероприятиях, конкурсах, фестивалях.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятий |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Дата |
1 |
Вводное занятие. Правила техники безопасности на уроке. |
1 |
1 |
1.09 |
|
2 |
Дирижерский жест |
1 |
1 |
2.09 |
|
3 |
Куплет, припев, фраза |
1 |
1 |
3.09 |
|
4 |
Лад. Мажор и минор |
1 |
1 |
4.09 |
|
5 |
Звук. Устойчивые и неустойчивые ступени |
1 |
1 |
5.09 |
|
6 |
Певческая установка |
3 |
1 |
2 |
6.09 8.09 9.09 |
7 |
Дыхание (упражнение «Шарик», «Носик», «Снежинка» выполнять каждый день по 10 раз) |
3 |
1 |
2 |
10.09 11.09 12.09 |
8 |
Дикция (упражнения картикуляционного аппарата «Язычок», «Лошадка», «Моторная лодочка» выполнять по 7 раз каждый день) |
3 |
1 |
2 |
13.09 15.09 16.09 |
9 |
Распевание (распевки «Андрей- воробей», «Динь-дон», «До, ре, ми» ступенчато и на одном дыхании) |
3 |
3 |
17.09 18.09 19.09 |
|
10 |
Изучение песни «Кто добрее всех на свете?» |
1 |
1 |
20.09 |
|
11 |
Работа над фразами |
1 |
1 |
22.09 |
|
12 |
Округление высоких нот |
1 |
1 |
23.09 |
|
13 |
Дыхание, дикция, распевание – одно целое |
1 |
1 |
24.09 |
|
14 |
Изучение песни «Учителя» |
1 |
1 |
25.09 |
|
15 |
Работа над движениями перед зеркалом |
1 |
1 |
26.09 |
|
16 |
Установка правильного открытого звука |
1 |
1 |
27.09 |
|
17 |
Движение и пение |
2 |
1 |
1 |
29.09 30.09
|
18 |
Работа с ансамблем (тренировка мягкого неба) |
2 |
1 |
1 |
1.10 2.10
|
19 |
Работа с солистами (тренировка мягкого неба) |
2 |
1 |
1 |
3.10 4.10 |
20 |
Строение артикуляционного аппарата |
2 |
1 |
1 |
6.10 7.10 |
21 |
Беседа о гигиене певческого голоса |
1 |
1 |
|
11.10 |
22 |
Беседа о творчестве современных композиторов (х\жизнь и творчество В. Меладзе и К. Меладзе ) |
2 |
2 |
13.10 14.10 |
|
23 |
Знакомство с песней «Обернитесь» |
1 |
1 |
15.10 |
|
24 |
Распевка «Кошка заболела» по полутонам |
1 |
1 |
16.10 |
|
25 |
Просмотр видеозаписей, выступлений детских коллективов (детское Евровидение, «Голос-дети») |
2 |
2 |
|
17.10 18.10 |
26 |
Подготовка к выступлению посвящение в «Первоклассники» |
2 |
|
2 |
20.10 21.10 |
27 |
Работа над штрихами и эмоциональным окрасом |
2 |
1 |
1 |
22.10 23.10 |
28 |
Подготовка сценического образа |
1 |
|
1 |
24.10 |
29 |
Выступление |
1 |
|
1 |
25.10 |
30 |
Знакомство и изучение песни «Черный кот»- трехголосие |
2 |
1 |
1 |
27.10 28.10 |
31 |
Ритм |
1 |
1 |
|
29.10 |
32 |
Что такое ритм? |
1 |
1 |
|
30.10 |
33 |
Упражнение на быстрое ритмическое восприятие «упражнение по методической программе «Топотушки - хлопотушки» |
1 |
|
|
31.10 |
34 |
Подготовка к празднику «Осенины» |
1 |
|
1 |
1.11 |
35 |
Изучение нового репертуара (распевки «Ясный день», скороговорка «Тари-тари-тари») |
1 |
|
1 |
5.11 |
36 |
Говорить – как петь |
1 |
1 |
|
6.11 |
37 |
Быстрее, выше, сильнее |
1 |
|
1 |
7.11 |
38 |
Пауза приходит на помощь |
1 |
1 |
|
8.11 |
39 |
Что такое размер? |
1 |
1 |
|
10.11 |
40 |
Изучение песни «Кто же это?» |
1 |
|
1 |
11.11 12.11 |
41 |
Что такое динамика? |
1 |
1 |
|
13.11 |
42 |
Ноты первой октавы |
3 |
1 |
2 |
14.11 15.11 17.11 |
43 |
Изучение песни «Снежинка» |
3 |
1 |
|
18.11 19.11 20.11 |
44 |
Работа над дыханием ( скороговорка «Ехал Грека…», «Уж ужиха» |
1 |
|
1 |
21.11 |
45 |
Работа над придыханием и правильной расстановкой пауз и окраса (распевка «Незаметная фиалка», «Хозяйственный дятел», «Влюбленный слон» |
3 |
1 |
2 |
22.11 24.11 25.11 |
46 |
Изучение песен для новогодних хороводов |
2 |
|
2 |
26.11 27.11 |
47 |
Доработка ранее изученного |
2 |
1 |
1 |
28.11 29.11 |
48 |
Изучение песни «Кто же это?», распевки, упражнения |
2 |
|
2 |
1.12 2.12 |
49 |
Изучение песни «Хоровод, хоровод», «Елочка, елка» |
2 |
|
2 |
3.12 4.12 |
50 |
Вокал «Мифы и действительность» Скороговорки «Расскажите про покупки..», «Попугай» |
1 |
1 |
|
5.12 |
51 |
Строение голосового аппарата |
1 |
1 |
|
6.12 |
52 |
Беседы о творчестве современных композиторов, знакомство с песней «С новым годом папа…», «Новогодние игрушки» ( скороговорки, распевки «Сорок сорок», «Плюшевый слон» |
5 |
2 |
3 |
8.12 9.12 10.12 11.12 12.12 |
53 |
Работа над эмоциональным окрасом, расстановкой дыхания, паузами, формирование навыка правильного вдоха |
4 |
1 |
3 |
13.12 15.12 16.12 17.12 |
54 |
Поклон. Стойка. Дыхание. |
1 |
|
1 |
18.12 |
55 |
Дыхание. Дикция. Механизм перехода от одной гласной к другой. |
2 |
1 |
1 |
19.12 20.12 |
56 |
Заучивание сложных словосочетаний + накладывание на музыку. Исполнение изученных песен акопельно |
4 |
2 |
2 |
22.12 23.12 24.12 25.12 |
57 |
Подготовка к выступлению Нового года |
1 |
|
1 |
26.12
|
58 |
Выступление на новогоднем празднике старшего звена |
1 |
|
1 |
27.12 |
59 |
Выступление на новогоднем празднике младшего звена |
1 |
|
1 |
29.12 |
60 |
Дыхание. Дикция. Распевание. |
1 |
1 |
|
12.01 |
61 |
Acappela. Работа с ансамблем над произведением. |
2 |
1 |
1 |
13.01 14.01 |
62 |
Разбор по частям песни «Мы единое целое».Двухголосие и трехголосие. Изучение песни «Мы единое целое» |
2 |
1 |
1 |
15.12 16.12 |
63 |
Разбор песни на высьходящую ступень голоса. Округление. Тембральный окрас. Позиция голоса «Оооо», «Ееее» |
3 |
1 |
2 |
19.12 20.12 21.12
|
64 |
Десять советов для здоровья голоса (распевки по полутонам и терциям |
1 |
1 |
|
22.12 |
65 |
Сценическая культура |
1 |
1 |
|
23.12 |
66 |
Теоретико-аналитическая работа |
1 |
1 |
|
26.12 |
67 |
Типы голосов |
1 |
1 |
|
27.12 |
68 |
Просмотр и анализ выступлений |
1 |
1 |
|
28.12 |
69 |
Работа с солистами (скороговорки на четкое произношение и на одном дыхании) |
1 |
|
1 |
29.01 |
70 |
Звуковедение. Игры со звуками. В гостях у шепота и шороха |
1 |
1 |
|
2.02 |
71 |
В гостях у звоников. Нотная грамота |
2 |
1 |
1 |
3.02 4.02 |
72 |
Координация голоса и слуха |
1 |
1 |
|
5.02 |
73 |
Развитие музыкальной памяти. Упражнения на высоту звука |
1 |
1 |
|
6.02 |
74 |
Звукоряд. Условное обозначение длительностей нот. Изучение песни к празднику 23 февраля. |
2 |
1 |
1 |
7.02 9.02 |
75 |
Развитие звуковысотного слуха и чувства лада. Звуковая « лесенка». Разбор песни по фразам. |
2 |
1 |
1 |
10.02 11.02 |
76 |
Развитие звуковысотного слуха и чувства лада. Песни - упражнения. |
1 |
|
1 |
12.02 |
77 |
Вокальная дикция. Упражнения для дикции. |
2 |
1 |
1 |
13.02 14.02 |
78 |
Импровизируем. Игра в композитора. |
1 |
1 |
|
16.02 |
79 |
Чему мы научились. Обобщающее занятие. Повтор ранее изученного. |
2 |
1 |
1 |
17.02 18.02 |
80 |
Викторина-игра «Знаешь ли ты музыку?» Изучение песни «Ничего не жаль» |
2 |
1 |
1 |
19.02 20.02 |
81 |
Последовательность развития чувства ритма. Простейшие ритмы в речи и музыке. Выступление на праздники посвященное «Дню защитника Отечества» |
1 |
1 |
|
21.02 |
82 |
Певческое дыхание. Работа над музыкальным репертуаром. Изучение песни «Мама» к 8 марта.
|
2 |
1 |
1 |
|
83 |
Методы работы над певческим дыханием. Работа над музыкальным репертуаром. Разбор песни на двухголосие. |
2 |
1 |
1 |
|
84 |
Понятие дуэт. Работа над музыкальным репертуаром. |
4 |
1 |
3 |
|
85 |
Считалки, дразнилки. Упражнения для дикции. Работа перед зеркалом. |
3 |
1 |
2 |
|
86 |
Понятие трио. Работа над музыкальным репертуаром. Выступление на праздники посвященное посвященного «8 марта»
|
1 |
|
1 |
|
87 |
Атака звука. Основные виды. Работа над музыкальным репертуаром. |
4 |
2 |
2 |
|
88 |
Музыкальная азбука. Решение музыкальных ребусов. |
2 |
1 |
1 |
|
89 |
Средства музыкальной выразительности. Общие понятия. Работа над музыкальным репертуаром. Изучение песни «О той весне» |
4 |
1 |
3 |
|
90 |
Средства музыкальной выразительности. Ритм. Ритмические упражнения. (повтор, закрепление) Песня «О той весне» трехголосие. |
5 |
2 |
|
|
91 |
Средства музыкальной выразительности. Темп. Упражнения. (повтор, закрепление) |
3 |
1 |
2 |
|
92 |
Средства музыкальной выразительности. Динамика. Упражнения на различения динамических оттенков. |
3 |
1 |
2 |
|
93 |
Работа над сценическим образом. Округление. Верхние позиции в песни. |
3 |
1 |
2 |
|
94 |
Длительности нот. Половинные ноты. Работа над музыкальным репертуаром. |
4 |
|
|
|
95 |
Длительности нот. Четвертные ноты. Работа над музыкальным репертуаром. |
6 |
4 |
2 |
|
96 |
Пауза в музыке. Тактовая черта. Работа над музыкальным репертуаром. |
3 |
2 |
1 |
|
97 |
Итоговое занятие. Чему мы научились. |
2 |
|
2 |
|
Календарный план
Год обучения |
Продолжительность занятий |
Периодичность в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
1 год |
1 |
6 |
6 |
172 |
Список литературы
- А.Ф. Яфальян Теория и методика музыкального воспитания- Ростов Н/Д: Феникс, 2008г
- Ю.Б.Алиев. Настольная книга учителя – музыканта – М., «Владос» 2003 г
- М.С.Горюшкина. Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации под общей редакцией Л. Я. Олиференко.- М.: Айрис – пресс, 2007.
- В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Серия «Мир медицины». – СПб.: Издательство «Лань», 2000.
- Г. П. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучению пения. М.: Прометей, 2002.
- А. П. Школяр. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / – М.: Академия, 2001.
- О. А. Ворожцова. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: 2002г.
- Н.К. Беспятова. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. М: 2004г
- М. Н. Щетинин. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.- М.: Метафора, 2006г.
- Н. Добровольская. Что надо знать о детском голосе. – М: Академия, 2001г
- Б. А. Сергеев. Программа по обучению пению. – Изд-во «Союз художников» Санкт- Петербург, 2003г
- Д.Е.Огороднов. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- Киев, 1990г.