Программа Вокально-хоровой ансамбль для обучающихся 4,5,6,7,8,9 специальных классов VIII вида

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

Дисциплина : Вокально-хоровой ансамбль для обучающихся 4,5,6,7,8,9 специальных классов VIII вида

 

Составитель:

Ковалева Лариса Александровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • формированиемузыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  • развитиемузыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
  • освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии. О выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

– обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

– усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

– обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Тематическое построение адаптированной программы позволит  объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Я считаю, что материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.

Основное содержание адаптированной программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

В адаптированной программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т. п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общеансамблевого звучания.

Данная адаптированная программа имеет четкую художественно – эстетическую       направленность. Адаптированная программа составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.

        Наиболее важным в программе представляется положение о единстве вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся  в системе учебно-педагогической работы. Особое внимание обращается на бережное отношение к голосу в процессе воспитания юных певцов. Постоянно подчеркивается важность внимательного наблюдения за состоянием певческого аппарата.

   В основу адаптированной программы    для  организации  творческого процесса воспитания вокалистов  в условиях  обучения  положены,   в первую очередь,  практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные  основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки. Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова  применяется в программе как один из основополагающих. 

    Классические методики, которые используются при реализации адаптированной программы,  позволяют научить обучающихся  слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами  и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы педагогического  процесса:

  • принцип единства художественного и технического развития пения;
  • принцип гармонического воспитания личности;  принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения,
  • принцип от простого к сложному;
  • принцип успешности;
  • принцип соразмерности  нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка; 
  • принцип  творческого  развития;  принцип доступности;  принцип индивидуального подхода;
  • принцип практической направленности.

В  концептуальной основе  программы  важно   особо подчеркнуть  главное отличие   эстрадного  пения -  многообразие  индивидуальных исполнительских манер и жанровой  многоплановости.

 В основу разработки программы   положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;
  • технология индивидуализации обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • компетентностного и деятельностного подхода.

Условия набора детей в коллектив:   

       Адаптированная программа   предназначена для музыкального обучения учащихся в возрасте от 7 до 17 лет.  В коллектив принимаются все желающие  дети,  как с вокальной подготовкой, так и без певческой практики, обладающие  необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному направлению. 

      Одним из необходимых условий функционирования вокального коллектива является предварительное прослушивание учащихся. При ознакомлении с данными поступающих в вокальную студию необходимо установить наличие вокальных данных: певческого голоса, музыкально- вокального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, уровень общего развития.

       Количественный состав групп состоит  из 8-15 человек в  группе позволяет вести групповые формы работы, а также обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, тщательному изучению репертуара.

Формы работы с учащимися - как традиционные групповые и индивидуальные,  так и не стандартные:

  • творческие встречи,
  • фестивали,
  • музыкальные гостиные,
  • музыкально-игровые программы,
  • репетиции и концерты.

    Широко используются в работе творческие  задания, развивающие у учащихся вокальный слух, смысловое интонирование, внимание и память, речь, фантазию, образный склад мышления, выносливость, трудолюбие. Большое внимание  уделяется развитию навыков углубленной самостоятельной работы с нотным и литературным тестом, постоянному совершенствованию исполнительских навыков, подготовке к концертным выступлениям.

    Порой следует отступать от традиционных и обязательных педагогических приемов, изменять привычную практику, идя навстречу индивидуальности учащегося.

     Это обстоятельство ведет к поиску индивидуальных приемов и методов для воспитания внимания, памяти, музыкального и вокального слуха, ритмического чувства и большого количества различных ощущений: эмоциональных, интонационных. По пути воспитания этих качеств и навыков целесообразно идти не столько от жесткого тренинга, сколько от игры и формирования стойкого интереса к предмету и, что очень важно, к самому процессу занятия, как основе основ.

    Организационные формы проведения вокальных занятий способствуют пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, формируются и совершенствуются исполнительские навыки, музыкальные, творческие способности учащихся, закрепляются теоретические знания и навыки восприятия искусства.

     Накопление опыта музыкально – творческой деятельности воспитанников осуществляется в процессе:

- участия  в школьных и внешкольных музыкальных праздниках, фестивалях и других событиях музыкальной жизни,

- выполнение творческих заданий по ознакомлению с музыкальными теле-радио передачами и высказывания своего отношения к ним,

- ознакомления с музыкальными аудио-, видеозаписями,

- приобретение первоначальных знаний и умений в области музыкального самообразования.

- ведение музыкальных дневников, что является также в период обучения одним из важных способов рефлексии.

Специфика методических  приемов зависит,  прежде всего, от возрастных особенностей воспитанников.

В качестве главных методов программы избраны:

  • Стилевой подход, заключающий в себе постепенное формирование у школьников осознанного восприятия вокального искусства;
  • Творческий подход - важнейший художественно – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель практического воплощения творческой деятельности учащихся;
  • Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов адаптированной программы – ее тематики, музыкального и теоретического материала.

В работе объединения используются также и другие следующие методы:

-наглядно-слуховой – выразительное исполнение песен, произведений педагогом, показ иллюстраций, видеоматериалов;

-словесный - образный рассказ, беседа о новой песне, движениях, напоминания об их приемах;

-практический– упражнения (многократное повторение, варьирование знакомого материала)

Применяется также последовательное разучивание репертуара с учетом сложности произведения, возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

  Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко всей группе учащихся или направленные на активизацию каждого ребенка в отдельности:

  1. Индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, развития способностей путем эпизодических проверок, а также путем наблюдения за поведением учащегося, его успехами.
  2. Использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку;

   создание обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать,  и ограничивающей излишне самоуверенных; индивидуальные указания для некоторых детей наряду с общим указанием для всего коллектива.

Исполнение индивидуальных упражнений, распределение на подгруппы с тем, чтобы одни учащиеся выполняли  задание, а другие давали этому оценку.

      Такие методические приемы развивают самостоятельность и творческие способности воспитанников.

1.2. Цель программы - сплочение детского коллектива, путем создания  основы музыкально-эстетического воспитания его учащихся, инструмента развития их творческих задатков и личностных качеств.

  • Для достижения этой цели программой предусматривается решение следующих задач:
  • Образовательные:
  • прочное овладение вокально – певческими умениями и навыками: чистотой интонирования, певческой дикцией, артикуляцией и дыханием;
  • знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
  • расширение знаний обучающихся о музыкальной  грамоте и искусстве вокала, различных жанрах  и стилевом многообразии  вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка.
  • Развивающие:
  • развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию;
  • образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;
  • приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра, как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности; формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
  • Воспитательные:
  • воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества;
  • воспитание у обучающихся уважение  и признание певческих традиций,  духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному  искусству;
  • воспитание эстетического и художественного вкуса, исполнительской и слушательской культуры учащихся, потребности в самообразовании и самовыражении.

Основные содержательные линии адаптированной программы:

- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

     Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Планируемые результаты реализации адаптированной программы:

    По итогам обучения поадаптированной программе учащиеся должны  овладеть следующими умениями и навыками

Учащиеся 1-го года обучения должны

Знать:

-основные понятия вокального искусства;

-песни-скороговорки, их произношение;

-названия нот.

Уметь:

- грамотно произносить текст в исполняемых произведениях, формировать  гласные в сочетании с согласными;

- петь простые мелодии в медленном и среднем темпе;

- выполнять элементарные упражнения для распевания;

- исполнять звукоряд вверх и вниз в тональности до-мажор.

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:  2-3 несложные  детские песни, упражнения  для распевания, песни-скороговорки, песни – считалки, дразнилки. Выступление на школьных и вне школьных мероприятиях, конкурсах, фестивалях.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

Дата

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности на уроке.

1

1

 

1.09

2

Дирижерский жест

1

1

 

2.09

3

Куплет, припев, фраза

1

1

 

3.09

4

Лад. Мажор и минор

1

1

 

4.09

5

Звук. Устойчивые и неустойчивые ступени

1

1

 

5.09

6

Певческая установка

3

1

2

6.09

8.09

9.09

7

Дыхание (упражнение «Шарик», «Носик», «Снежинка» выполнять каждый день по 10 раз)

3

1

2

10.09

11.09

12.09

8

Дикция (упражнения картикуляционного аппарата «Язычок», «Лошадка», «Моторная лодочка» выполнять по 7 раз каждый день)

3

1

2

13.09

15.09

16.09

9

Распевание (распевки «Андрей- воробей», «Динь-дон», «До, ре, ми» ступенчато и на одном дыхании)

3

 

3

17.09

18.09

19.09

10

Изучение песни «Кто добрее всех на свете?»

1

 

1

20.09

11

Работа над фразами

1

 

1

22.09

12

Округление высоких нот

1

 

1

23.09

13

Дыхание, дикция, распевание – одно целое

1

 

1

24.09

14

Изучение песни «Учителя»

1

 

1

25.09

15

Работа над движениями перед зеркалом

1

 

1

26.09

16

Установка правильного открытого звука

1

 

1

27.09

17

Движение и пение

2

1

1

29.09

30.09

 

18

Работа с ансамблем (тренировка мягкого неба)

2

1

1

1.10

2.10

 

19

Работа с солистами (тренировка мягкого неба)

2

1

1

3.10

4.10

 

20

Строение артикуляционного аппарата

2

1

1

6.10

7.10

21

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

 

11.10

22

Беседа о творчестве современных композиторов (х\жизнь и творчество В. Меладзе и К. Меладзе )

2

2

 

13.10

14.10

23

Знакомство с песней «Обернитесь»

1

 

1

15.10

24

Распевка «Кошка заболела» по полутонам

1

 

1

16.10

25

Просмотр видеозаписей, выступлений детских коллективов (детское Евровидение, «Голос-дети»)

2

2

 

17.10

18.10

26

Подготовка к выступлению посвящение в «Первоклассники»

2

 

2

20.10

21.10

27

Работа над штрихами и эмоциональным окрасом

2

1

1

22.10

23.10

28

Подготовка сценического образа

1

 

1

24.10

29

Выступление

1

 

1

25.10

30

Знакомство и изучение  песни «Черный кот»- трехголосие

2

1

1

27.10

28.10

31

Ритм

1

1

 

29.10

32

Что такое ритм?

1

1

 

30.10

33

Упражнение на быстрое ритмическое восприятие «упражнение по методической программе «Топотушки - хлопотушки»

1

 

 

31.10

34

Подготовка к празднику «Осенины»

1

 

1

1.11

35

Изучение нового репертуара (распевки «Ясный день», скороговорка «Тари-тари-тари»)

1

 

1

5.11

36

Говорить – как петь

1

1

 

6.11

37

Быстрее, выше, сильнее

1

 

1

7.11

38

Пауза приходит на помощь

1

1

 

8.11

39

Что такое размер?

1

1

 

10.11

40

Изучение песни «Кто же это?»

1

 

1

11.11

12.11

41

Что такое динамика?

1

1

 

13.11

42

Ноты первой октавы

3

1

2

14.11

15.11

17.11

43

Изучение песни «Снежинка»

3

1

 

18.11

19.11

20.11

44

Работа над дыханием ( скороговорка «Ехал Грека…», «Уж ужиха»

1

 

1

21.11

45

Работа над придыханием и правильной расстановкой пауз и окраса (распевка «Незаметная фиалка», «Хозяйственный дятел», «Влюбленный слон»

3

1

2

22.11

24.11

25.11

46

Изучение песен для новогодних хороводов

2

 

2

26.11

27.11

47

Доработка ранее изученного

2

1

1

28.11

29.11

48

Изучение песни «Кто же это?», распевки, упражнения

2

 

2

1.12

2.12

49

Изучение песни «Хоровод, хоровод», «Елочка, елка»

2

 

2

3.12

4.12

50

Вокал «Мифы и действительность»

Скороговорки «Расскажите про покупки..», «Попугай»

1

1

 

5.12

51

Строение голосового аппарата

1

1

 

6.12

52

Беседы о творчестве современных композиторов, знакомство с песней «С новым годом папа…», «Новогодние игрушки» ( скороговорки, распевки «Сорок сорок», «Плюшевый слон»

5

2

3

8.12

9.12

10.12

11.12

12.12

53

Работа над эмоциональным окрасом, расстановкой дыхания, паузами, формирование навыка правильного вдоха

4

1

3

13.12

15.12

16.12

17.12

54

Поклон. Стойка. Дыхание.

1

 

1

18.12

55

Дыхание. Дикция. Механизм перехода от одной гласной к другой.

2

1

1

19.12

20.12

56

Заучивание сложных словосочетаний + накладывание на музыку. Исполнение изученных песен акопельно

4

2

2

22.12

23.12

24.12

25.12

57

Подготовка к выступлению Нового года

1

 

1

26.12

 

58

Выступление на новогоднем празднике старшего звена

1

 

1

27.12

59

Выступление на новогоднем празднике младшего звена

1

 

1

29.12

60

Дыхание. Дикция. Распевание.

1

1

 

12.01

61

Acappela. Работа с ансамблем над произведением.

2

1

1

13.01

14.01

62

Разбор по частям песни «Мы единое целое».Двухголосие и трехголосие. Изучение песни «Мы единое целое»

2

1

1

15.12

16.12

63

Разбор песни на высьходящую ступень голоса. Округление. Тембральный окрас. Позиция голоса «Оооо», «Ееее»

3

1

2

19.12

20.12

21.12

 

64

Десять советов для здоровья голоса (распевки по полутонам и терциям

1

1

 

22.12

65

Сценическая культура

1

1

 

23.12

66

Теоретико-аналитическая работа

1

1

 

26.12

67

Типы голосов

1

1

 

27.12

68

Просмотр и анализ выступлений

1

1

 

28.12

69

Работа с солистами (скороговорки на четкое произношение и на одном дыхании)

1

 

1

29.01

70

Звуковедение. Игры со звуками. В гостях у шепота и шороха

1

1

 

2.02

71

В гостях у звоников. Нотная грамота

2

1

1

3.02

4.02

72

Координация голоса и слуха

1

1

 

5.02

73

Развитие музыкальной памяти. Упражнения на высоту звука

1

1

 

6.02

74

Звукоряд. Условное обозначение длительностей нот. Изучение песни к празднику 23 февраля.

2

1

1

7.02

9.02

75

Развитие звуковысотного слуха и чувства лада. Звуковая « лесенка». Разбор песни по фразам.

2

1

1

10.02

11.02

76

Развитие звуковысотного слуха и чувства лада.  Песни - упражнения.

1

 

1

12.02

77

Вокальная дикция. Упражнения для дикции.

2

1

1

13.02

14.02

78

Импровизируем. Игра  в композитора.

1

1

 

16.02

79

Чему мы научились. Обобщающее занятие. Повтор ранее изученного.

2

1

1

17.02

18.02

80

Викторина-игра «Знаешь ли ты музыку?»

Изучение песни «Ничего не жаль»

2

1

1

19.02

20.02

81

Последовательность развития чувства ритма. Простейшие ритмы  в речи и музыке. Выступление на праздники посвященное «Дню защитника Отечества»

1

1

 

21.02

82

Певческое дыхание.  Работа над музыкальным репертуаром. Изучение песни «Мама» к 8 марта.

 

2

1

1

 

83

Методы работы над певческим дыханием. Работа над музыкальным репертуаром. Разбор песни на двухголосие.

2

1

1

 

84

Понятие дуэт. Работа над музыкальным репертуаром.

4

1

3

 

85

Считалки, дразнилки. Упражнения для дикции. Работа перед зеркалом.

3

1

2

 

86

Понятие трио.  Работа над музыкальным репертуаром. Выступление на праздники посвященное посвященного «8 марта»

 

1

 

1

 

87

Атака звука.  Основные виды. Работа над музыкальным репертуаром.

4

2

2

 

88

Музыкальная азбука. Решение музыкальных ребусов.

2

1

1

 

89

Средства музыкальной выразительности. Общие понятия. Работа над музыкальным репертуаром. Изучение песни «О той весне»

4

1

3

 

90

Средства музыкальной выразительности. Ритм. Ритмические упражнения. (повтор, закрепление) Песня «О той весне» трехголосие.

5

2

 

 

91

Средства музыкальной выразительности. Темп. Упражнения. (повтор, закрепление)

3

1

2

 

92

Средства музыкальной выразительности. Динамика. Упражнения на различения динамических оттенков.

3

1

2

 

93

Работа над сценическим образом. Округление. Верхние позиции в песни.

3

1

2

 

94

Длительности нот. Половинные ноты. Работа над музыкальным репертуаром.

4

 

 

 

95

Длительности нот. Четвертные  ноты. Работа над музыкальным репертуаром.

6

4

2

 

96

 Пауза в музыке. Тактовая черта. Работа над музыкальным репертуаром.

3

2

1

 

97

Итоговое занятие. Чему мы научились.

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарный план

 

Год обучения

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 год

1

6

6

172

 

 

Список литературы

  1. А.Ф. Яфальян Теория и методика музыкального воспитания- Ростов Н/Д: Феникс, 2008г
  2. Ю.Б.Алиев. Настольная книга учителя – музыканта – М., «Владос» 2003 г
  3. М.С.Горюшкина. Аттестация учителей и педагогов дополнительного образования. Музыка, ИЗО, МХК: методические рекомендации под общей редакцией Л. Я. Олиференко.- М.: Айрис – пресс, 2007.
  4. В.В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. – Серия «Мир медицины». – СПб.: Издательство «Лань», 2000.
  5. Г. П. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучению пения. М.: Прометей, 2002.
  6. А. П. Школяр. Музыкальное образование в школе: Учебное пособие / – М.: Академия, 2001.
  7. О. А. Ворожцова. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: 2002г.
  8. Н.К. Беспятова. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. М: 2004г
  9. М. Н. Щетинин. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.- М.: Метафора, 2006г.
  10. Н. Добровольская. Что надо знать о детском голосе. – М: Академия, 2001г
  11. Б. А. Сергеев. Программа по обучению пению. – Изд-во «Союз художников» Санкт- Петербург, 2003г
  12. Д.Е.Огороднов. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- Киев, 1990г.